Нужно ли получать высшее образование?
Приветствую Вас на Летописях DortX’а, дорогие читатели и гости блога! И сразу с места в карьер. Нужно ли получать высшее образование? Стоит ли тратить до шести лет своей жизни на обучение в ВУЗе? Думаю, что на 1 сентября эта тема будет как никогда актуальна. Итак, эта статья для Вас, выпускники школ и средне-специальных/профессиональных учреждений.
В своё время, на вышеописанные вопросы я ответил себе положительно. Но не сразу. Сначала я поступил в ВУЗ, а уже потом понял, что да, мне это требуется. Вообще, моё поступление в ВУЗ можно считать случайным. Но обо всём по порядку.
После окончания колледжа я год работал. Вернее, работал я от силы месяца четыре, всё остальное время занимался поиском работы. Конечно, в юном возрасте любые деньги за радость, потому я искал не столько денежное место, сколько интересную работу и хороший коллектив. Впрочем, об этом есть кое-какая информация на странице Обо мне. После года всей этой беготни я так и не определился, на чём же мне остановится. Ну, или хотя бы задержаться. Тогда я ещё не понимал, что менять род занятий время от времени мне просто необходимо.
На следующий год мои родители предложили мне поступить в ВУЗ на заочную форму обучения. Я был дико увлечён компьютерами, но без высшего образования найти подходящую моим интересам работу в нашем маленьком городе оказалось довольно сложно. Продолжать обучение я всё равно не особо хотел. Пошёл сдавать вступительные экзамены просто для успокоения совести, с твёрдой уверенностью, что успешно их завалю. Уж лучше работа без высшего образования, чем ещё шесть лет сидения за партой… Пусть и заочно. Потому что особыми знаниями я никогда не блистал: кое-как закончил школу, чуть получше завершил обучение в колледже…
К моему удивлению, экзамены я сдал. И был зачислен на первый курс. Не буду скрывать, учиться мне было тяжело. На ранних курсах нахватал хвостов, но так как образование платное — каждый раз меня переводили с курса на курс. Хотя желание всё бросить возникало у меня не раз.
Где-то к четвёртому курсу, когда я уже задумывался о скором приближении диплома, я, кажется, начал понимать, зачем мне это нужно. С этого момента я начал сдавать все хвосты. Некоторые из них, всё же, дожили вплоть до шестого курса, но в конечном итоге я справился со всеми. В процессах раздумий я выделил для себя несколько пунктов, в которых, по моему мнению, кроется суть высшего образования.
1. Высшее образование — учимся учиться
Преподаватели высших учебных заведений любят повторять эту фразу: «Мы учим вас учиться». На самом деле, так и есть. Они могут часами рассказывать тебе лекции, но пока ты сам не возьмёшься за учебные материалы и написание курсовой/контрольной работы или за практические занятия — ты ничего не запомнишь и ничему не научишься. И только через «кипение мозгов» полученные знания навсегда засядут в твоей голове. Кроме того, чем чаще мозги будут кипеть от непосильной нагрузки, тем быстрее ты будешь адаптироваться к новым знаниям в будущем. В идеале, ты научишься обучаться чему угодно.
2. Делать невозможное — возможно
Это я понял как раз с момента начала сдачи хвостов. Да, сложно. Да, невозможно. Некоторые вещи мой мозг вообще отказывался воспринимать и понимать! Но нужно. Другого выхода нет. Иначе несколько лет обучения пойдут коту под хвост. Так что образование в ВУЗе учит справляться тебя с любыми поставленными задачами. Независимо от их сложности. Студенты, которую пишут курсач за одну ночь — меня сейчас прекрасно поймут.
Пожалуй, этих двух пунктов уже достаточно, чтобы убедить целеустремлённых людей получить высшее образование. Но я продолжу.
3. Коллектив в ВУЗе
Здесь Вам не колледж и не школа — здесь люди учатся. Здесь можно завести будущие деловые контакты. Причём не только среди студентов, но и среди преподавателей. Некоторые из преподавателей имеют за плечами не только стаж в ВУЗе, но и солидную карьеру. Лекции часто читают заслуженные специалисты из ведущих компаний… Так что, всё в твоих руках. Карьеру можно начать строить прямо из ВУЗа — больше контактируй. А совместные практические занятия с твоими однокурсниками запросто могут перерасти в свежий стартап.
4. Социальная значимость высшего образования
Как бы кто ни занижал достоинства высшего образования — они всё равно есть и будут. Это и перспективы занять руководящую должность, и более широкий выбор сферы деятельности, и… Без куска хлеба не останешься. Дворником ты и с дипломом сможешь устроиться. А вот дворник без образования инженером-электронщиком, к примеру, вряд ли устроится. Можно высшим образованием гордится, можно просто осознавать факт его наличия, но очень скоро ты заметишь, что твой кругозор, сфера интересов, словарный запас и многое другое гораздо шире и глубже, чем у твоих товарищей без оного. Это факт.
5. Личностная значимость высшего образования
Я считаю, что на меня, как на личность, образование повлияло крайне благоприятным образом. Стал бы я таким, какой я есть сейчас, если бы не получил диплом? Сильно сомневаюсь. Конечно, это можно связать с возрастными изменениями интересов, но всё-таки я смело заявляю — диплом об образовании меня здорово «окультурил». Научил преодолевать трудности, научил думать. Привил желание развиваться и постоянно обучаться чему-то новому. Иногда мне кажется, что даже в решении бытовых проблем, благодаря образованию, я стал мыслить и действовать совершенно по-другому. В принципе, если я действительно захочу решить проблему — я решу любую проблему. Вопрос только в том, как захотеть решить проблему:).
Высшее образование в России когда-то считалось одним из лучших в мире. И при этом, обучение было бесплатным для всех.
Только страна тогда называлась по-другому…
Сейчас, к сожалению, всё обстоит иначе. Я перечислил некоторые из достоинств высшего образования, но о знаниях и практических навыках по профессии, как видите, промолчал. Нет, чему-то там учат, разумеется. Но если Вы поступаете в ВУЗ, будьте готовы к тому, что во многом придётся полагаться на самообучение вне учебного заведения и на приобретение опыта непосредственно в процессе работы по профессии.
Читайте также:
Программисты не нужны!
Очень грамотные мысли по поводу высшего. Было бы здорово возродить стандарты советского образования. И начать со школ! С нормальных учебников! И с нормальной программы, и убрать эти американизированные тестов для дебилоидов.
Но это — фантастика. А по факту… Школы по всей стране методично разваливают, называя это «укрупнением». Недавно я была на родине предков в Ивановской области. Там отличная сельская школа, добротная, кирпичная, в ней сделан ремонт, стеклопакеты, крыша… И вдруг перед самым 1 сентября ее закрывают(!)
В результате учителя остались без работы (а в селе ее и так нет!), а за детьми в 7 утра(!) приходит специальный автобус, который везет их в райцентр, где они еще час ошиваются в ожидании начала уроков. Хорошо хоть им после возмущения родителей в школе ждать разрешили — а то на улице стояли…
Это село в 400 км от Москвы. Закрытие школы объясняют тем, что детей в селе мало (меньше 40 человек), и что селу нужна… библиотека, которая и разместится в этом здании! Вопрос: кому нужна библиотека в селе, где полторы старушки? А школа действительно была нужна.
Спасибо за похвалу:)! Я рад, что успел поучиться хотя бы на остатках той самой Советской школы. Пошёл в школу в 94-ом году. А так как до Сызрани всё доходит в последнюю очередь, то и учителя натаскивали нас ещё как следует. В расписании то и дело были индивидуальные занятия, часы для работы над ошибками и куча других возможностей бесплатно подтянуть свои знания. И я собственными глазами видел, как с каждым годом качество образования угасало. Первыми пропали бесплатные школьные кружки, затем индивидуальные занятия… И как-то незаметно школа превратилась из места для обучения в место, которое «необходимо посещать, потому что так принято».
Да! И процесс с тех пор зашел очень далеко! У дочки в бесплатной государственной школе некоторые уроки, которые раньше были бесплатными, сейчас сделали платными! Пусть это 700р в месяц, но это — деньги. А сделали просто. Уроки, которые раньше входили в программу и спокойно стояли в бесплатной сетке часов, сейчас назвали «платными дополнительными занятиями». И всех детей обязали их посещать, а родителей — за них платить, потому что… эти часы входят в программу обязательного всеобщего бесплатного образования. Бинго!
Ого… Не знал, что всё настолько плохо:(.