О проблемах городского транспорта в Сызрани
Система общественного транспорта в Сызрани хоть и не остаётся без внимания городских властей, но видимых улучшений по-прежнему не наблюдается. Речь, в основном, идёт о частных перевозчиках, потому что муниципальное пассажирское предприятие переживает не лучшие времена, и вскоре, по заявлению властей, сменит форму собственности.
В отличие от Самары, областной столицы, в Сызрани принято оплачивать проезд при выходе из автобуса. Соответственно, «обилетиться» пассажир имеет возможность тоже только при выходе.
При этом, обилечиваться пассажиру предлагается самостоятельно, отрывая билеты от рулона, висящего позади водителя. С этим можно бы было смириться, но в немалом количестве сызранских автобусов билеты в зоне видимости отсутствуют, а может и отсутствуют вовсе. То же самое происходит не только в автобусах частников, но и в автобусах муниципальных – билеты пассажирам не выдаются. Это нарушение Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», из которого следует, что перевозчик обязан предоставить билет пассажиру.
Кроме того, только при наличии билета пассажиру гарантируются его права, как пассажира. В том числе, отсутствие билета во время движения общественного транспорта – это повод для наложения штрафа на пассажира.
В то же время, в Самаре водители без проблем справляются с обязательной выдачей билетов и оплатой проезда при входе…
Интересно выглядит и другая сторона вопроса – вопрос налогообложения. Если билеты пассажирам не выдаются, а к примеру, отрываются и выкидываются водителем по завершению маршрута, то каким образом перевозчик отчитывается о своих доходах? Правильно ли выплачиваются налоги или перевозчик утаивает изрядную часть прибыли?
И самый главный вопрос: почему сызранские чиновники закрывают на всё это безобразие глаза? Ведь без обязательного обилечивания пассажиров, огромная часть дохода бизнеса в сфере пассажирских перевозок в городе Сызрани остаётся в тени…
По-видимому, единственная политическая сила, кого заботят проблемы общественного транспорта в Сызрани, это КПРФ. Но чиновники упорно не хотят слышать коммунистов.
Ещё в прошлом году депутат Думы городского округа Сызрань Марина Ерина (фракция КПРФ), ныне депутат Самарской Губернской Думы, предлагала на заседании одного из комитетов обязать перевозчиков принимать оплату за проезд при входе в автобус, а не при выходе. И, следовательно, обязать перевозчиков выдавать билеты. Однако сызранские чиновники сослались на то, что они не смогут приучить людей к новому порядку… Наверное, чиновники также не могут обязать перевозчиков выполнять Федеральный Закон, потому предпочитают просто не замечать его грубые нарушения.
При всём этом беспорядке вызывает вопросы и стоимость проезда. Все маршруты относятся к категории нерегулируемых, то есть частники сами имеют право устанавливать цены за проезд, уведомляя об этом власти.
К примеру, стоимость проезда в район Образцовская площадка на момент публикации этой статьи составляет 30 рублей. Это самая высокая стоимость проезда в городе. А объясняется такая стоимость очень просто – монополия. Все маршруты общественного транспорта, которые пролегают в этом направлении, за исключением муниципальных, принадлежат одному человеку. Муниципальные автобусы ходят достаточно редко, потому владелец частных автобусов волен устанавливать любые цены – у пассажиров нет другого выбора. Но чиновники, видимо, проблемы в этом не видят.
Проблема повышения стоимости проезда в общественном транспорте города Сызрани вновь заинтересовала только коммунистов. Активисты Сызранского городского комитета КПРФ, члены общественных движений «Левый Фронт», «За Новый Социализм» и ЛКСМ РФ разработали предложение и собрали более двухсот подписей жителей Сызрани под следующими пунктами:
1. Ввести дотации для всех видов общественного транспорта, независимо от формы собственности. Тем самым снизив финансовую нагрузку на перевозчиков.
2. Ввести муниципальное регулирование на стоимость проезда, ограничив его максимальный размер с учётом стоимости ремонта транспорта, топлива и инфляции.
3. Активно развивать транспортную сеть муниципального общественного транспорта.
4. За счёт принятых мер – снизить стоимость проезда в общественном транспорте.
В дополнение к сбору подписей, активисты перечисленных выше объединений провели серию одиночных пикетов с призывом к властям обратить внимание на состояние дел в сфере городских пассажирских перевозок.
По мнению коммунистов, предложенные ими меры могли бы частично решить проблемы общественного транспорта в Сызрани. Предложение и собранные подписи были направлены на имя Главы города. Однако ответил на предложение не Глава, а руководитель комитета ЖКХ городской Администрации. Впрочем, ничего конкретного в ответе не содержалось, кроме разъяснения действующего законодательства. В Сызранском горкоме КПРФ этот ответ признали отпиской.
Забавно, что чуть позднее в местных СМИ появилось сообщение о том, что в городском управлении экономического развития и инвестиций разработали новое положение о перевозках. Предложение будто под копирку было «слизано» с обращения коммунистов: переход на регулируемые тарифы, субсидирование частных перевозчиков и прочее… Упомянуть о том, что предложение изначально было разработано коммунистами, в СМИ постеснялись. Впрочем, кем бы ни было разработано предложение – власти города его не реализовали. И, судя по всему, реализовывать не собираются.
А субсидирование в нынешних условиях необходимо. К сожалению, цель любого предпринимателя – извлечение прибыли. И ни один перевозчик не будет работать себе в убыток. Особенно остро проблема ощущается в вечерние часы. После семи-восьми часов вечера автобусы либо завершают свою работу, либо значительно увеличивают интервалы движения. Да и утром не всё в порядке. К примеру, автор этой статьи даже не пытается уехать с Образцовской площадки с 8 до 9 утра: в этот час(!) автобусы проходят битком и даже не останавливаются.
По итогам, страдают как взрослые, возвращающиеся с работы, так и дети, не имеющие возможности посещать кружки, секции и иные виды досуга и внешкольного образования – так как большинство секций и кружков находятся в центре города, из которого добраться по вечерам до своего района невозможно.
Пути решения транспортной проблемы в Сызрани есть: либо развитие муниципального транспорта, либо жёсткий контроль за частниками и субсидирование из городского бюджета.
Но создаётся впечатление, что Сызрань выбрала золотую середину: ни то, ни другое.
I-ый секретарь ГК КПРФ (г. Сызрань),
депутат Думы г. о. Сызрань VII-го созыва,
член общественного движения Левый Фронт,
Александр Чернов