Почему в одном и том же месте праздник провести можно, а митинг нет?
Приветствую, друзья! Меня давно интересовал один вопрос. Да и не только меня. С вопросом, заинтересовавшим меня, ко мне обращались уже и некоторые жители Сызрани.
1. Вступление. Предмет вопроса
Все Вы наверняка знаете, что согласно Закону, митинги и пикеты нельзя проводить без согласования с Администрацией города. Проведение протестных акций в Сызрани регулируется двумя законами:
1. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
2. Закон Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» от 06 апреля 2005 года N 105-ГД.
На мой взгляд, в тексте Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ не говорится прямым текстом о том, что данный закон касается именно протестных мероприятий:
«Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств».
«Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Таким образом, особое внимание в Российском законодательстве отводится только религиозным обрядам и мероприятиям, связанным с предвыборной агитацией. Любое другое «публичное мероприятие», по сути, должно регулироваться Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
Закон Самарской области от 06 апреля 2005 года N 105-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» также не содержит какого-либо упоминания об особом регулировании публичных мероприятий протестного характера, а, следовательно, он регулирует любое публичное мероприятие в равной степени.
2. Обращение за разъяснениями к Главе города и к руководителю Управления по ОБ, ГО, ЧС и ЛПСБ
От имени первичной организации №2 Коммунистической партии РФ в городе Сызрани, я обратился за разъяснениями к Главе города и к руководителю Управления по общественной безопасности, делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий администрации городского округа Сызрань.
Пришло два ответа. Один ответ подписан Лядиным Н. М., второй – руководителем Управления по ОБ, ГО, ЧС и ЛПСБ. Ответы по своей сути схожи, но ответ главы города мне показался чуть более интересным, потому рассмотрим именно его. Полностью я его опубликовывать не буду, так как в качестве примера я приводил одно из городских мероприятий, которое, по моему мнению, было проведено с нарушениями вышеуказанных законов. Ответы на вопросы, касающегося этого мероприятия я тоже получил – они пригодятся мне дальнейшей работы. Ниже – цитаты из письма.
«Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон) регулирует правоотношения, связанные с проведением публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. К таковым относятся лишь те мероприятия, целью которых, в соответствии со статьёй 2 Закона, является свободное выражение и формирование мнений граждан, политических партий, иных общественных объединений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Все иные массовые мероприятия, не отвечающие данному требованию, к публичным не относятся и вышеуказанным законом не регулируются».
«Одновременно сообщаю, что вопрос о возможности проведения культурно-зрелищного либо иного массового мероприятия в конкретном месте рассматривает его организатор, и он же несёт ответственность за обеспечение безопасности лиц, участвующих в мероприятии».
3. Выводы
Ага. Таким образом, мы обнаружили два вида мероприятий: публичные и массовые (культурно-зрелищные и иные). Тавтология, разумеется, и различия между этими терминами выглядят весьма сомнительно. Ну, да ладно. Во всяком случае, позиция власти по этому поводу стала выглядеть более ясной.
А весь секрет в том, что Закон действительно написан очень расплывчато. Но как я понимаю, он был принят именно в таком виде намеренно, чтобы не вызвать сильных возмущений со стороны общественности и организаций, в том числе международных, которые защищают права человека. А также для того, чтобы Федеральный закон не выглядел резонансным по отношению к Конституции РФ, которую сейчас даже Путин трактует как вздумается.
С другой стороны, если я завтра соберу людей, раздам им флаги и куртки с символикой КПРФ и Левого Фронта, затем пройдусь в такой компании по улице Советской — шествием, согласно комментариям Главы города и руководителя по ОБ, ГО, ЧС и ЛПСБ, это являться не будет. Так как при этой прогулке мы не будем выражать своё мнение или формировать мнения граждан не участвующих в прогулке. Что же, возьмём на вооружение…
Материал к размышлению собран, но останавливаться на этом я не собираюсь. Вопросов, касающихся митингов и пикетов у меня ещё много.
4. Дальнейшие планы
Вопросов, как я писал выше, остаётся много.
Например, в чём различие между мирной протестной акцией и городским праздником? Мирные митинги, если руководствоваться здравым смыслом, а не желанием погасить любое оппозиционное мнение в обществе, не представляют опасности для окружающих и участников мероприятия. Напротив, праздники, на которых нередко проходят какие-либо околоспортивные конкурсы – представляют куда большую опасность для участников мероприятия, нежели митинг. А уж появление на празднике лиц, находящихся в алкогольном опьянении, может привести к куда более печальным последствиям, чем на митинге. Ведь ответственность за безопасность участников праздника несёт только организатор, в то время как проведение митинга всегда сопровождается сотрудниками полиции. По моему мнению, разделение общественных мероприятий на мирные митинги и праздники – это не демократично. Это нарушение прав человека. Но в современной России равноправия и справедливости нам не дождаться. К тому же, очень странно, что для пикетов и митингов закон есть, а для праздников — нет.
Не менее меня волнует и другой вопрос. Все мы помним «Праздники двора», которые проходили в Сызрани в 2018-ом году перед выборами в Думу г. о. Сызрань. Праздники – праздниками. Пожалуйста. Но «гвоздём» этих праздников было выступление кандидатов от партии «Единая Россия». Да, они не говорили о политике или о своём участии в выборах. Но буквально в 50-100 метрах от «праздника двора» стояли агитаторы и раздавали агитматериалы с известно чьими лицами и с символикой «Единой России». Для чего законы тогда пишите, господа? Вы же сами находите лазейки в законах и не стесняясь их используете. Да, это не является нарушением. Но это, как минимум, неуважение к Вашим же коллегам по партии из Государственной Думы и Самарской губернской Думы. Таким образом, Вы, образно выражаясь, плюете в лицо вышестоящим органам власти, не говоря уже о народе и оппозиции.
«А вот например выборы, — сказал однажды в губернской Думе первый секретарь Самарского областного отделения КПРФ Алексей Лескин, — на УИКах, которые располагаются в основном в учебных учреждениях, целый месяц сидят незнакомые люди, с которых не спрашивают даже справки об отсутствии судимости. А во время досрочного голосования ежедневно приходят посторонние люди, которых не досматривают и которые спокойно перемещаются по учебному заведению. Разве это не вызывает обеспокоенности?».
Добавлю к этому, что на многих школах Сызрани, во время выборов 2018-го года, висели плакаты с символикой «Единой России». А после выборов в школах и вовсе обосновали свои приёмные множество депутатов из фракции «Единая Россия». Надо ли объяснять, что на встречу к депутатам от «Единой России» могут прийти люди далеко не только с благими намерениями? Не исключено, что под видом жителя в школу без труда могут проникнуть те самые террористы/экстремисты. Но государство, в лице Государственной или Губернской Думы, на это внимания не обращает. Общественные приёмные депутатов прямо в школах никак не мешают учебному процессу. Зато митинги и пикеты, которые проводятся в выходные дни, представляют серьёзную опасность для находящихся дома учеников…
В общем, вопросов много. Откровенно говоря, моё мнение такое: власть против народа. Власть против оппозиции. Основная цель действующей власти: как можно дольше удержаться в своих креслах и как можно лучше защищать олигархический класс, класс буржуазии.
В любом случае, останавливаться я не собираюсь. Будем разбираться дальше. От местной власти я комментарий услышал – за это спасибо. Но решать вопрос о митингах придётся с вышестоящими органами власти.
Если власть против народа, то я против власти.
Александр Чернов, депутат Думы г. о. Сызрань (фракция КПРФ), член общественного движения «Левый Фронт».
Читайте также:
Что ждёт Сызрань (и не только) на следующих выборах?