Как скромному и застенчивому человеку стать общительным
Приветствую Вас, дорогие читатели Летописей Александра (ранее – «Летописи DortX’а»). Рад снова видеть Вас на страницах моего блога!
Как известно, все люди делятся на интровертов и экстравертов. Если говорить грубо, то интроверты – это замкнутые и необщительные люди. Экстраверты – полная противоположность интровертов, то есть, гиперобщительные и легко идущие на контакт личности.
Я отношу себя к интровертам. Я не особо люблю общаться и во многих ситуациях чувствую себя неловко. Предпочитаю чаще молчать и слушать, чем говорить. И, казалось бы, экстравертам должно житься намного проще, чем интровертам. Но это далеко не всегда так. К примеру, экстраверты часто бывают невыносимы из-за своей болтливости и навязчивости. А вот хороший слушатель, в которого без труда может развиться любой интроверт – всегда цениться и очень любим обществом.
В этой статье я поделюсь с Вами секретом, как быть интровертом и при этом оставаться востребованным среди друзей, знакомых и даже среди случайных незнакомых людей. Часть из изложенных здесь мыслей была где-то мной подсмотрена, другая часть – мои собственные мысли, подтверждённые личным опытом.
Три правила успешного социального взаимодействия
Здесь я приведу фундаментальные основы, которые позволят Вам успешно взаимодействовать с окружающими людьми. Чуть ниже разберём каждый из трёх пунктов более подробно.
1. Сделайте Вашего собеседника ВАЖНЫМ.
2. Покажите собеседнику Вашу симпатию к нему.
3. Будьте «пуленепробиваемым».
1 Сделайте Вашего собеседника ВАЖНЫМ
Психологи со мной согласятся: одна из важнейших потребностей человека – чувствовать себя важным. Почти всё, чем занимается человек (карьера, спорт, хобби, общение), направлено на обретение важности в глазах окружающих. Человек чувствует себя более важным, когда достигает каких-либо успехов в своей жизнедеятельности. И напротив, когда человека настигают неудачи – он чувствует себя менее значительным. Зная этот факт, можно успешно пользоваться этой слабостью окружающих Вас людей.
Наверное, Вы не раз слышали, что умение слушать не менее ценно, чем умение говорить. Это действительно так. Но важно не просто слушать, важно АКТИВНО СЛУШАТЬ.
1.2 Активное выслушивание человека: примеры и советы
1.2.1. Не стоит всё время смотреть собеседнику в глаза – Вы только усилите своё чувство неловкости. Смотрите только время от времени, примерно 50/50 от общего времени – этого вполне достаточно. Но если Вы говорите что-то сами, зрительный контакт можно использовать более интенсивно. Например, в случаях, когда Вы не хотите быть прерванным или говорите что-то особо важное – смотрите собеседнику в глаза не отрывая взгляд. Но не забывайте о том, что собеседнику длительный зрительный контакт тоже может быть неприятен, поэтому не злоупотребляйте этим приёмом.
1.2.2. Одна из самых частых ошибок, которая лишает Вашего собеседника чувства важности – это перевод разговора на себя. К примеру, Ваш друг рассказал Вам какую-то историю. И интроверты, и экстраверты в этой ситуации часто ищут в памяти похожую историю, о которой им тоже хочется рассказать. Если Вы поставили своей задачей сделать Вашего собеседника ВАЖНЫМ – ни в коем случае не совершайте этой ошибки. Сфокусируйтесь на истории Вашего собеседника: отреагируйте одобрением, улыбкой, подведением какого-то итога, вопросом, уточняющим подробности услышанного. Смысл в том, что в центре внимания должен оставаться Ваш собеседник, а не Вы. Это хоть и выглядит проигрышной ситуацией, но на самом деле победителем в итоге окажетесь Вы. Со всеми сопутствующими наградами в придачу.
1.2.3. Интересуйтесь людьми и происходящими с ними событиями. Например, пару дней назад человек рассказал Вам о смене места работы. Встретив его позже обязательно поинтересуйтесь, доволен ли он новым местом работы. Покажите собеседнику, что Вы помните Ваши предыдущие беседы – это тоже придаст ему важности.
2 Покажите Вашему собеседнику симпатию к нему
Это ещё один мощный психологический приём – проявите к Вашему собеседнику симпатию. Человек так устроен, что он проявляет симпатию к тому, кто проявляет симпатию к нему. Конечно, многое ещё зависит от уровня социальной значимости, от внутренней силы личности… Но при достаточном (и аккуратном!) усердии со стороны одного из собеседников, симпатия будет взаимной. Самые простые методы показать свою симпатию описаны ниже.
2.1. При общении с друзьями не стройте из себя «крутого». Понты, конечно, важны, но в других ситуациях. Не при общении с друзьями или потенциальными друзьями. Искренние эмоции помогут Вам гораздо лучше – скажите собеседнику, что Вы весело провели с ним время, что с ним было приятно пообщаться, что Вы с удовольствием встретитесь с ним ещё раз. При общении Вами должны руководить честность и открытость.
2.2. Улыбайтесь – это просто. Улыбнитесь знакомому при встрече и при прощании. Если Вы будете рады видеть знакомого, он ответит Вам тем же.
2.3. Только остерегайтесь показаться навязчивой личностью. Симпатия, как и важность собеседника – это хоть и мощные, но тонкие инструменты. Пользоваться ими нужно с умом. Оставайтесь независимой и самодостаточной личностью. Не стоит ловить спешащего куда-то знакомого и наседать на него с разговорами или вопросами. Не стоит затягивать общение только ради того, чтобы успеть придать собеседнику чувство важности. Всё хорошо в меру. Следите за реакцией собеседника и действуйте по ситуации.
3 Станьте «пуленепробиваемым»
Согласитесь, звучит нереально, да? Человек – очень ранимое существо, часто переживающее из-за чужого мнения о нём, из-за ошибок и неудач, из-за многого другого. Но, во-первых, большинству людей на Вас действительно плевать. Они больше озабочены собой. Во-вторых, наша реакция на те или иные события зависит только от того, как мы хотим отреагировать.
Выше мы обговорили только те моменты, когда собеседник изначально настроен к нам позитивно или нейтрально. Ниже же мы поговорим о несколько иных ситуациях.
Для примера возьмём ситуацию, когда начальник критикует подчинённого. Мы, естественно, здесь выступим в роли подчинённого. Начальник может кричать, материться, делать ещё что-либо мало приятное для Вас. В таких ситуациях не забывайте о том, что никто не заставляет Вас тут же реагировать на происходящее.
Что мы обычно делаем в подобных ситуациях? Варианта всего два: либо делаем виноватый вид и пытаемся оправдываться, либо проявляем агрессию в ответ. Оба варианта являются ошибочными действиями. Первый вариант является признанием нашей несостоятельности, нашей вины и слабости. Второй вариант и вовсе грозит увольнением.
Попробуйте действовать по-иному. Во время речи начальника смело смотрите ему прямо в глаза. Это может показаться сложным, но не забывайте о том, что любой начальник тоже человек. Он тоже ест, тоже работает, тоже отдыхает, и даже в туалет ходит, как и все смертные. Он тоже играет свою роль. Если мысленно снять с него полномочия начальника – в Ваших глазах он будет выглядеть как городской сумасшедший, не более. Поэтому, убеждайте себя какими угодно доводами и способами, но смотрите ему прямо в глаза. Это важно. И установить зрительный контакт с таким собеседником у Вас получится с первого же раза, никаких долгих лет тренировок не потребуется.
Улыбаться, впрочем, тоже не стоит. Старайтесь не проявлять эмоций. А то за сумасшедшего будете приняты уже Вы. Кроме того, улыбка может ещё больше разозлить недовольного начальника.
Итак, мы смотрим собеседнику прямо в глаза. Этим мы придаём важность его словам, чем без сомнения тешим его самолюбие. Выслушав всё, отвечайте спокойно и ровно. Чем ответить начальнику? Выбор уже за Вами. Вы можете не согласиться с замечаниями и донести до собеседника свои аргументы. Вы можете согласиться с замечаниями и пообещать, что в следующий раз Вы поступите по другому. Вы можете пообещать, что исправите возникшие в связи с Вашей ошибкой в работе проблемы. Главное, говорите об этом ровно и спокойно, как плохой актёр, безэмоционально и сухо зачитывающий текст роли с листка-шпаргалки.
В глазах начальника Вы приобретёте вид уверенного в себе человека. Это и есть Ваша «пуленепробиваемость». Хотите быть уверенным в себе человеком? Не спешите «рефлексировать», отыгрывать эмоции согласно ситуации. Лучше подождите несколько секунд и отреагируйте так, как Вам выгодней. А затянувшаяся пауза только сделает Вас более уверенным человеком в глазах собеседника. Сделает Ваши слова более значимыми, взвешенными, уверенными и продуманными.
4 Интроверты тоже люди!
Порой мне кажется, что экстравертов не существует вовсе. Все люди интроверты. И любого человека можно поставить в неловкую ситуацию. Всё дело только в той самой «пуленепробиваемости», о которой я писал выше. Но эмоциональный бронежилет очень легко приобрести, достаточно лишь позволить себе это сделать.
Когда-то я пытался измениться. Пытался избавиться от врождённой скромности и застенчивости. Но с возрастом начал понимать, что это вовсе не недостатки и не слабости. Это огромное преимущество, которое можно и нужно использовать при общении с людьми. И эти инструменты не раз уже помогали достигать мне потрясающих результатов, которые ни одному экстраверту, пожалуй, не доступны. Во всяком случае, экстравертам их гораздо сложнее достичь.
Очень надеюсь, что эта статья поможет и Вам использовать преимущества Вашей личности в жизненных ситуациях. Успехов Вам во всех Ваших делах! И не забывайте заглядывать в этот блог, «Летописи Александра».
Читайте также: Как развить мозг человека?